Технология выполнения художественной ковки. Операции художественной ковки: вытяжка, высадка, гибка, осадка.

 

Художественная ковка - древнее ремесло. Без применения ковки кузнечных изделий не мог обойтись практически ни один рабочий, будь то столяр, плотник, или резчик. Топор, тесла, сверла - все эти инструменты были изготовлены кузнецами. Они ковали всевозможные изделия для с/х (подковы, серпы, вилы, косы), и для приусадебных участков домов (оконные решетки, ограждения, лавки). Характерной чертой убранства жилых помещений и домов - являлось не только надежность, но и красота изделий, творящих интерьер, который отражал вкус и статность хозяев дома. Изделия из художественной ковки широко применяются и по сей день.

 

Технология художественной ковки.

Специальное оборудование:

Наковальня применяется на толстой деревянной колоде и имеет специальное отверстие, в которое вставляются множество инструментов (оправки, подсечки и.т.д.) На ее конструкции имеется два рога, один - в форме пирамиды, другой - конусной формы. Они куют спирали, сгибают заготовку и др.

 

Муфельная печь - применяется для разогрева небольших заготовок изделий. Горн необходим для нагрева металла до температуры 800-900+С.

Как правило в своей работе кузнец использует множество инструментов для работы. Но не стоит пугаться, так как начинающему кузнецу может пригодиться небольшой стандартный набор инструментов: наковальня, зубило, молоток-подручник, клещи. Если вы собрались производить ковку вдвоем, то необходимо взять еще и кувалду для молотобойца.

При работе кузнеца с подручным-молотобойцем, второй проковывает заготовку. Весовые параметры кувалды- 3-10кг., и подручника  - 1-1,5 кг., подобраны с расчетом того, чтобы руки не уставали в условиях длительной работы.

 

Из муфельной печи или горна высовывают раскаленную установку и держат ее специальными клещами, имеющими длинные ручки. У кузнеца можно увидеть несколько клещей, например клещи с губками в виде колец, предусмотренные для того чтобы держать цилиндрические заготовки, и плоские в виде пластинок. При необычной форме деталей мастер-кузнец самостоятельно производит расковку губки клещей, с расчетом на их надежное удержание в процессе ковки.

 

Вытяжка применяется при необходимости удлинения заготовки. Кузнец берет специальный молоток с клиновидным бойком, после чего молотобоец наносит удары кувалдой. С каждым ударом кузнец перемещает молоток. При выполнении этих операций заготовка вытягивается на несколько миллиметров. Чем сильнее удар кувалды, тем больше вытягивается заготовка. После проделанной работы на изделии имеются углубления, подлежащие последующему выглаживанию. Чтобы выровнять углубления нужна гладилка - молоток с отполированным закаленным бойком. С каждым ударом кувалдой гладилку перемещают до достижения полностью ровной поверхности заготовки изделия. После остывания заготовки проводят окончательное выглаживание с помощью подручника, равномерно нанося удары плоским бойком.

 

Высадка - осаждение металла в определенном участке заготовки изделия. Заготовку нагревают только в том месте, где необходимо увеличить ее сечение. Но можно также нагреть заготовку полностью, при этом участки, не подлежащие высадке охладить водой. Располагают заготовку в вертикальном положении. Затем подручником или кувалдой наносят удары по торцу заготовок до достижения нужной толщины.

 

Гибка. Гнут заготовки на специальной оправке или в тисках. При необходимости сгиба заготовки под прямым углом, ее улаживают  на наковальню, затем прижимают кувалдой, и торчащий конец гнут ударами подручника.

 

Осадка. Ее применяют, если хотят наоборот уменьшить длину заготовки изделия с увеличением поперечного сечения. При выполнении осадки, заготовку нагревают до красного цвета и на наковальне размещают в вертикальном положении. С помощью ударов подручника и кувалды достигается осадка заготовки. Если вы хотите получить более плоскую заготовку, берите молоток с шарообразным бойком. В конце операции гладилка полностью выглаживает поверхность.

 

 

 

 

26.05.14